Velen
Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Этим летом в Национальном музее Удмуртской Республики открылась выставка «Мелодия крезя», посвященная памяти Кунгурова С.Н. Музыкант, композитор, дирижер, руководитель фольклорного ансамбля, но мне он был известен в большей степени как человек, возрождавший традиционные удмуртские музыкальные инструменты. В том числе, крезь.
В качестве экспонатов выставлены музыкальные инструменты из личной коллекции Сергея Николаевича: как приобретенные, так и изготовленные им самим. Каждый крезь я осматривал очень внимательно, мне до сих пор интересна эта тема, но самое главное открытие я сделал уже дома, просматривая сделанные в ходе знакомства с экспозицией фотографии. Да такое, что не смог устоять, выкроил время для написания этого поста.

Устройство инструментов, изготовленных самим Кунгуровым С.Н. несколько отличаются от крезей, отнесенных к концу 19 – началу 20 вв. Отличия касаются, прежде всего, устройства дек, но также и места их крепления к корпусу инструмента.

Итак, устройство дек старых крезей, присутствующих на выставке.
Каждая дека составная. Каждая состоит, минимум, из двух досок. Причем одна из них (на фотографиях – справа) ориентирована несколько иначе.




Если волокна основной части деки ориентированы параллельно струнам, то волокна этой доски направлены диагонально. Зато их направление соответствует расположению ряда колок, устанавливаемых, кстати говоря, на этой части деки.
Если внимательно приглядеться к месту соединения двух частей деки, то открывается интересная картина.




Оказывается, толщина доски с колками в 2, а то и в 3-4 раза толще досок основной части деки. И, по сути, является колковой доской, а не декой.
Это полностью сообразуется с высказанным мною раньше предложением о необходимости разграничивать толщину деки крезя на разных ее участках.

Что касается особенностей крепления корпусов и дек крезей, то, как я писал ранее, у современных инструментов, края деки выступают далеко за пределы корпуса. И в связи с этим они становятся уязвимы к сторонним нагрузкам, а полезная площадь деки такого инструмента уменьшается. В то же время у старых крезей основная часть деки соединяется с корпусом точно по ее краю. И лишь колковая часть так же, как у современных инструментов, находится вне корпуса.



Таким образом, деки старых крезей устроены более рационально. Во-первых, в колебаниях задействованы большие площади. Во-вторых, отсутствие выступающих краев позволяет уменьшать толщину дек (и действительно, у старых крезей она значительно меньше, чем у современных: на глаз, - от 2мм до 5мм). И в том, и в другом случае повышается громкость звучания инструмента.

p.s. Ради объективности должен сказать, что выделение колковой доски не является обязательным в устройстве старых крезей. На некоторых инструментах, судя по фотографиям, ее нет.



p.p.s. И еще одна фотография крезя из Сети.



@темы: удмуртские музыкальные инструменты, работа музыкальных инструментов, музыкальные инструменты, крезь, конструкция крезя, Фото