Velen
Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Все варганы по способу воздействия на инструмент можно условно разделить на следующие группы.
I. Щипковые – названы так по аналогии со струнными инструментами. Хотя из положения равновесия язычок выводится, скорее, цепляющим движением пальца.
II. Дергачи – язычок выводится из равновесия за счет дергающего движения за прикрепленную к инструменту нить.
III. Ударные – в основе выведения язычка из равновесия лежит удар.

Рассмотрим каждую группу подробнее.
Дело в том, что любого результата можно добиться как прямым, так и косвенным путем. Для варганов это значит, что привести их язычки в колебательное движение можно, воздействуя непосредственно на язычок либо же – опосредованно через раму.
Таким образом, имеются следующие способы возбуждения колебаний язычка варгана.

I-А. Щипковый непосредственный.
В эту группу входят, прежде всего, дуговые варганы.

Главная особенность инструментов рассматриваемой группы – доступность язычка для щипкового воздействия за счет выступания его кончика за пределы рамы Выступание может быть достигнуто как удлинением язычка относительно щечек рамы (типа, архаичного тувинского чарты-хомуса, см. изображения ниже), так и изгибом язычка и возвышением изогнутой части над плоскостью рамы (практически, все дуговые варганы).

(Брунцев В.А. Музыкальные инструменты народов мира из собрания В. А. Брунцева. Иллюстрированный каталог. СПб, 2011)

Использование кончика язычка для возбуждения колебаний приводит к тому, что удержание инструмента осуществляется за раму со стороны основания язычка. И это становится еще одной (только не конструктивной, а технической) особенностью описываемой группы варганов.

Для пластинчатых варганов данный способ практически не употребим. Из-за закрытости язычка с четырех сторон он оказывается недоступен для щипкового воздействия. Хотя это возможно, если предварительно оснастить язычок дополнительным выступающим элементом. Такие элементы, кстати, встречаются у отдельных инструментов, и некоторые исследователи всерьез полагают, что они служат для приведения язычка в движение. Но в известных мне случаях их утверждения оказываются довольно спорными (более подробно о таких варганах расскажу в следующий раз).

I-Б. Щипковый опосредованный

Группа пластинчатых варганов, в настоящее время распространенная, прежде всего, в Южной, Юго-восточной Азии и Китае.

Основным колеблющимся элементом таких инструментов является кончик рамы у основания язычка. А язычок, утрированно говоря, является лишь «придатком», который колеблется вместе с ним.

Сосредоточение колебаний на определенном участке (в кончике) рамы носит целенаправленный характер. Достигается это за счет разницы в изгибной жесткости на разных участках. Наиболее простые способы – конструирование ребер жесткости, изменение толщины рамы либо комбинация перечисленных способов (см. рисунки ниже).


Таким образом создается граница отражения, которая предотвращает дальнейшее распространение колебаний по раме и, тем самым, позволяет избежать их демпфирование пальцами или губами. Кроме того, изгиб рамы у основания язычка (а не в средней части) способствует его максимальному высвобождению при колебаниях (см. рисунок ниже). Иначе говоря, амплитуда движений язычка становится больше, а громкость звучания инструмента – выше.


II-А. Дергающий непосредственный.
Главное отличие механики щипковых варганов от дергачей и ударных заключается, на мой взгляд, в моменте инициализации свободных колебаний. У щипковых инструментов колебания начинаются после того, как исчезает удерживающая сила, которая предварительно вывела язычок из положения равновесия. Время удерживания на длительность колебаний влияния не оказывает. У дергачей и ударных варганов язычок приходит в движение за счет передачи ему импульса силы. При этом время действия силы должно быть достаточно мало, чтобы она не воспрепятствовала обратному движению язычка и, соответственно, не погасила колебания.

Уменьшить время воздействия на язычок можно за счет малой амплитуды дергающего движения. Чтобы при этом язычок отклонился на достаточное расстояние, нить должна крепиться ближе к его основанию (все то же правило рычагов).
С другой стороны, чем ближе к основанию язычка крепится нить, тем больше усилий требуется приложить на начальное отклонение язычка (ввиду увеличения коэффициента жесткости на изгиб).

Крепление нити к язычку может быть с помощью узелка:

либо петли:
(с)

В последнем примере возбуждение колебаний наиболее затруднено.
Естественно, что колебания язычка будут передаваться раме. Во избежание демпфирования колебаний губами или пальцами в конструкциях рассматриваемых варганов (так же, как и у инструментов предыдущей группы) предполагается наличие границ отражения, создаваемых за счет перепадов толщин на различных участках инструментов.

II-Б. Дергающий опосредованный
Варганы этой группы географически распространены значительно шире, нежели варганы предыдущей группы.

У большинства имеющихся у меня на руках представителей данной группы рама имеет постоянную, не меняющуюся на всем протяжении инструмента толщину. При этом толщина рамы – значительная. Форма может быть выпуклой, со сводом в поперечном сечении, который, как и ребра жесткости, увеличивает изгибную жесткость конструкции в продольном направлении. Язычок же – напротив, в основании (либо полностью) довольно тонок.

Таким образом получается следующая картина: рывок нити приводит к колебаниям рамы, а те, в свою очередь, передаются язычку. Колебания рамы – в силу большой толщины последней и, как следствие, высокой жесткости – имеют малую амплитуду и быстро затухают. Язычок же, как было сказано выше, в основании тонок. Место соединения язычка с рамой из-за разницы в толщине становится границей частичного отражения волн. В результате, получив первоначальный импульс от рамы, язычок имеет более продолжительные и мало зависящие от рамы колебания.
Иначе говоря, колебания сосредоточиваются в язычке.

III-А. Ударный непосредственный
В эту группу входят варганы Папуа Новой Гвинеи. Внешне они напоминают предыдущий тип варганов, поскольку имеется нить, которая крепится к основанию рамы.

Однако здесь нить служит не для рывкового воздействия, а лишь для направления движения руки, бьющей по язычку (подробности можно посмотреть на обучающем видео, которое начинает скачиваться при заходе на следующую страницу).
Главная конструктивная особенность данного типа варганов – длинный узкий язычок, способный колебаться от легкого удара по нему. Толщина язычка при этом может быть ненамного меньше толщины рамы.
Рама практически не колеблется. Это обусловлено как ее толщиной, так и специфической формой (естественный свод в поперечном сечении). Рама может быть как открытой так и закрытой.
Длина язычка таких варганов имеет существенный минус. Малейшая деформация из-за перепадов влажности, постепенного высыхания, например, приводит к тому, что язычок начинает задевать края рамы.

III-Б. Ударный опосредованный
Наиболее известным представителем данной группы является одна из разновидностей индонезийских варганов (на латиннице название записывается как karinding).

Первое, что бросается в глаза, глядя на варганы этой группы, - наличие различных выступов на раме и язычке.
Выступ на конце рамы в основании язычка (1) предназначен для нанесения ударов по нему (по торцевой стороне). Естественно, что, как и в случае с группой варганов I-Б, участок рамы с этим выступом является колеблющимся элементом.
Боковые выступы (2) служат для предотвращения случайных воздействий на выступ язычка и, таким образом, защиты язычка от возможных повреждений. Кроме того, они ограничивают дальнейшее распространение колебаний в раме.
Выступ на раме со стороны кончика язычка (3) предотвращает соскальзывание удерживающей руки на язычок при нанесении удара по варгану. Он может быть ярко выражен или же слегка обозначен.
Выступ на язычке (4) придает инерционность язычку, увеличивает время затухания его колебаний. Возможно также, происходит уравновешивание первого выступа.
Минимальная толщина рамы приходится на участок между выступом 1 и выступами 2,4. Что согласуется также с конструкциями варганов групп I-Б, II-А.

зы. На фото представлены далеко не все мои варганы. На данный момент в моей коллекции их насчитывается больше 120 экземпляров. Посмотреть их, если у кого возникнет такое желание, можно здесь.

@темы: музыкальные инструменты, варган, Фото, Ссылки, работа музыкальных инструментов