Velen
Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Антара - одна из разновидностей панфлейт из Южной Америки.
Панфлейты получили широкое распространение в этом регионе, и на сегодняшний день существует боле 70 традиционных разновидностей. Они изготавливались из тростника, глины, меди, из перьев птиц, костей животных и человека, даже из золота.
Наиболее известные находки древних южноамериканских панфлейт - это керамические (глиняные) панфлейты археологической культуры Наска в Перу (500г. до н.э. - 50 г. н.э.). Эти флейты имеют от 5 до 19 игровых стволов, многие из них имеют арифметическую шкалу настройки. Судя по найденным изображениям, антары нередко использовались в религиозных ритуальных церемониях. Интересно, что все найденные панфлейты не проходили обжиг.





Технология изготовления древних глиняных панфлейт в настоящее время еще изучается, но для желающих поэкспериментировать просторы интернета предлагают вот такие варианты:

1. «Цельная технология». Из довольно густой глины лепят целую флейту. После этого палочкой/ками делают в ней дырки. Все очень просто, но подходит только для очень маленьких и «высоких» инструментов.
2. «Облепливание». Сначала изготавливают набор палочек, которые по своей форме соответствуют внутреним поверхностям каналов в панфлейте. Эти палочки делают из воска/какого-нибудь другого легкоплавкого пластичного материала или же покрывают тонким слоем такого материала. Как вариант - макают в жидкий воск. После этого эти палочки скрепляют промеж собою деревяхой/деревяхами за непокрытые воском кончики. Дальше эту конструкцию целиком облепливают глиной, то есть, изготавливают саму панфлейту вокруг уже готовых и собранных вместе «дырок». При обжиге имеем следующую картину - воск плавится и вытекает из глины. Или же плавится оболочка палочек, после чего их легко вынуть.
Еще одна вариация - использование вместо расплавлямых материалов такие, которые просто сжигаются в процессе обжиига. Для этого пожет подойти тростник - нужно лишь найти палочки нужной толщины и длины.
3. Отдельные трубки. Здесь делается чуть по-иному. Крутой глиняный замес, как пластилин, оборачиваем вокруг отдельной палочки, после этого обернутые глиной трубки укладываем плотненько на «постель» и прижимаем их друг к другу. Получается флейта. Обжигаем.
4. «Жидкая технология». При этой технологии глину готовят очень-очень жидкую. Так же, как и в предыдущих вариантах, делают отдельные палочки-«дырки», которые скрепляют вместе деревяхой. А потом эти трубки макают в эту относительно жидкую постоянно размешиваемую глину. Макнули один раз, дали подсохнуть, макнули второй раз. Как с грязью на ботинках :) В результате, слой за слоем, набирается приличная толщина. Насколько я понимаю, этот способ дает преимущества во внутренней поверхности отверстий: если использовать очень гладкие формирующие трубки, то отверстия, соответственно становятся гладкими.

Но лично я предложил бы другой способ.
Два куска глины раскатываются в два относительно тонких глиняных листа. Сначала на один из листов укладываются палочки, моделирующие каналы стволов антары. Затем сверху на них накладывается второй лист глины так, чтобы облепить каждую палочку и одновременно соединить его с первым листом. Можно при этом использовать своеобразный клей из жидкой глины.
Далее необходимо сформировать контур инструмента, обрезав излишки материала.

Возможны еще варианты, объединяющие этот способ с описанными ранее.

зы. Использованные выше изображения - это скриншоты с видео:



@темы: музыкальные инструменты, музыка, интересное, С миру по нитке