Мне двадцать с небольшим, и я скучный человек. Повторяю, как заклинание: я! скучный! человек!.. Слова теряют смысл, рассыпая его вдоль дороги хлебными крошками, и недоуменно переглядываются. Что значит "Я"?! Что значит «Скучный»?!

Что значит: «Человек»?!


(c) Г.Л. Олди "Одиссей, сын Лаэрта. Человек Космоса"


Тэги моих интересов.

Музыкальные инструменты - записи о музыкальных инструментах в целом: варган, крезь, музыкальный лук, горны из морских раковин, глиняная антара (флейта Пана)

Рисунки - мои любительские рисунки разных лет

Сказки - мои сказки

Фото - фотографии, сделанные как мной, так и другими (обычно, используются для иллюстрации смыслового содержания текста)

О Лукьяне - записи о дочке

URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:50 

Случайный рисунок

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Лукьяна пыталась нарисовать барашка. И очень расстроилась, когда ничего не получилось.

Чтобы поднять ей настроение, из неоформленного пятна сделал коровку. Потом добавил травку, глазки, колокольчик... И тут понял, что акварелью тоже интересно рисовать. Понял, потому что ТАК я рисую впервые.:cool:
Не шедевр, но опыт получил интересный.

@темы: Наблюдения, рисунки

20:32 

Сыграть на соломинке

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Трубочка (соломинка) для коктейля, немного фантазии и умелые руки. Ну, и умение играть на духовых, конечно.


Попробовать тоже, что ли, сделать?

@темы: музыкальные инструменты, музыка, интересное, видео

22:30 

Вечернее!

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)

@темы: небеса, Фото

23:45 

про Волгоград

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
В январе-феврале я уезжал в Волгоград, на учебу. Это сейчас кажется, что время пролетело очень быстро, а тогда... время просто шло своим чередом. Все-таки,учеба - это не отдых, как почему-то считают у нас на работе. Поэтому и не проносится время незаметно, как бывает во время отпуска.
Город мне не понравился. Впрочем, сказать, что он был противен, тоже нельзя. Все-таки, прикосновение к Истории, которой будоражили наши умы еще в детстве, находит отклик в сердце и теперь. А не понравился город тем, что он словно застыл какое-то время назад в своем развитии. И теперь отстает от того же Ижевска лет на пять. А от Казани и вовсе на десять. И зимняя серость только усиливает общее впечатление.
Еще один момент, я не знал куда деть себя в выходные. Казалось бы, исторические места, гуляй - не хочу, но! большая часть этих мест была обойдена еще в самом начале...
Нет, "большая часть" - это я, конечно, загнул. Скорее, только самые знаменитые. И тем не менее... Изучая достопримечательности Волгорада еще до поездки, я отметил на удивление небольшое для такого огромного города количество тех же музеев. И уж тем более, не отличаются они разнообразием тематик. Кажется, спекуляция на истории играет с городом не слишком хорошую шутку...
Впрочем, можно было бы подумать, что Волгоград - сам по себе музей. Но, говорят, город до Войны и после - это два разных города. Изменились не просто постройки, изменилась сама планировка города. Поэтому если Волгоград и музей, то музей, посвященный вовсе не Войне. А Победе в ней.
Город не возродился, не восстал из руин. Он просто переродился. И, возможно, это правильно.
Память же о самой Войне живет, в основном, в памятниках (уж простите за тавтологию). Их много: скульптур, памятных табличек, монументов... Но, будучи лишь искусственным воспроизведением некоторых эпизодов, памятники, на мой взгляд, только подчеркивают значимость продолжения жизни.
Нет, я не буду сопротивляться, если меня снова отправят сюда на учебу (несмотря на то, что Волгоград мне не слишком понравился). Все же, что-то есть еще в этом городе.
Возможно, в следующий раз я это что-то даже поищу.




@темы: Фото, Работа, Наблюдения, Мысли вслух, Личное

20:21 

Настроение

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)

@темы: Личное, Фото

16:19 

Доступ к записи ограничен

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
10:50 

о словарном запасе Лукьяны

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Решил для себя составить список слов, для которых у Лукьяны есть звуковые обозначения.
Как ни странно, но на первом месте - это названия птиц. Знает Лукьяна их намного больше (даже больше мамы и бабушки), но вот речевые возможности ее пока ограничены :)

Птицы - тити
аист - ать
ибис - абись
дятел - брррр-дя
ворона - кай-кай
синица - ти-тить
галка - гау
гусь, лебедь - гага
иволга - ига
кукушка - кукук
попугай - кака
кукабара - кука
петух - пепя
курица - ку-ку
пеликан - пиикап
сова, филин - ы-ы-ы
дрозд - ням-ням
голубь - гуди
пингвин - пипип
тетерев - ам
сорока (изображает потиранием рук)

@темы: о Лукьяне, Наблюдения, Личное

13:44 

Рог из раковины "по-папуасски" своими руками

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Когда передо мной встал выбор, какой вид горна делать из раковины, я остановился на папуасском варианте. Прежде всего, из эстетических соображений. Все-таки, раковина Харонии тритонис сама по себе красивая, и уродовать ее срезанием верхушки мне не хотелось. Не хотелось, так сказать, нарушать ощущение целостности. :)


Раковину я заказал на ebay.com. Длиной 36-37см, с небольшими деффектами, она обошлась мне где-то в 1200-1300 рублей. Ну а остальное было дело техники.
Я использовал минидрель, в которой регулировка скорости вращения отсутствует (постоянная скорость - 10 000 оборотов в минуту). Этой дрели оказалось вполне достаточно, никакого разрушительного воздействия на раковину такая скорость (как я боялся) не оказала. Возможно, сыграла свою роль большая толщина стенок раковины. Не знаю, не специалист.
Сначала определил место: для этого заклеил участок раковины малярным скотчем и с помощью 10-копеечной монеты вырисовал на скотче контур будущего отверстия.
Начальное отверстие в раковине сделал с использованием алмазной шарошки с шаровидной головкой. Расширил его шаровидной же шарошкой, но большего размера. Дорабатывал отверстие уже конусовидными головками.


Время от времени, когда начинало пахнуть жженым, давал отдохнуть дрели и остыть шарошкам и раковине.
Окончательное отверстие имело диаметр около 18 мм. При меньших размерах звук извлекался с некоторыми затруднениями. Но кажется, даже этого размера не совсем достаточно. Возможно, стоит увеличить отверстие на 1 мм.


Звук, кстати, очень громкий. Причем не для играющего, а для находящихся рядом. Испытывали на работе. Закладывает уши. :)

@темы: своими руками, музыкальные инструменты, Личное

21:26 

Рисунок от Лукьяны

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Очень неожиданно получилось. Лукьяна что-то почиркала к блокноте и сказала: "Га-га".
Я покрутил, повертел рисунок, с удивлением опознал бабушкин стиль (та часто подобных птичек рисует). Добавил ноги, глаз, отделил линией клюв...
Затем Лукьяна взяла цветные карандаши и раскрасила свою птичку.
Вот результат.
А вообще, думаю, это случайно вышло. Все ж таки, ребенку только 1 год и 7 месяцев. :) А кроме того, это единственный ее рисунок, в котором можно кого-то опознать.


@темы: Чужие рисунки, О Лукьяне

09:49 

Моя небольшая коллекция пластинчатых варганов

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)

Ссылки на интернет-магазины, в которых они были куплены:
http://vargan.spb.ru/ - все вьетнамские дан мои (dan moi) и китайский четырехлепестковый коу-сян (kou xian)
http://khomus.ru/ - филиппинский кулифао (kulifao)
http://www.ta-musica.ru/ - вьетнамский анконч (так на сайте написано, в англоязычном варианте - Angkuoch) и айнский муккури (mukkuri)
http://www.danmoi.com/ - филиппинский kubing и индонезийский karinding (до конца не уверен, но встречал в инете под таким названием)
А вот киргизский жигач-ооз-комуз покупал уже так, в ЦУМе в г.Бишкеке

@темы: варган, Фото, Ссылки, С миру по нитке, музыкальные инструменты, Личное

23:39 

Мда...

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Необычная форма рамы варгана.

Увидел в интернет-магазине Khomus.ru

@темы: варган, интересное, музыкальные инструменты

21:58 

lock Доступ к записи ограничен

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
15:43 

Архаичный струнный инструмент.

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Ротовой (он же музыкальный, он же поющий) лук – простейший и наиболее древний струнный инструмент (иначе, хордофон). Распространен на всех континентах за исключением Австралии и Антарктиды. :)


Известная классификация струнных инструментов основана на способе возбуждения колебаний струны:
- щипок (пальцем, плектром и др.) – гитары, арфы, балалайки, гусли, клавесин и пр.;
- удар (молоточками, палочками, тангентом) – фортепиано, цимбалы, клавикорды и др.;
- трение (с помощью смычка) – всевозможные представители скрипичных и им подобных.
Но ротовой лук, будучи прародителем вышеназванных инструментов, находится вне этой классификации, ведь для него известны все перечисленные варианты: тетиву отщипывают, по ней стучат палочкой (в наиболее архаичном варианте - стрелой), водят смычком (в роли которого также может выступать стрела).
Основного способа игры на музыкальном луке не существует, поскольку определяется традициями конкретного народа или племени, а то и вовсе предпочтениями отдельного индивидуума.


Звук, порождаемый колебаниями струны, сам по себе очень тихий, слышен только на небольшом расстоянии. Поэтому существует необходимость в его усилении. Усилителями звучания музыкального лука выступают различные резонаторы, наиболее древним из которых является рот исполнителя (кстати, только в этом случае лук имеет право называться ротовым).
Как и в случае возбуждения колебаний, существует несколько вариантов взаимодействия струны с усилителем.
1. Самый простой способ взаимодействия – типа «струна – резонатор».
Способ заключается в следующем: вибрирующая струна подносится к приоткрытому рту, при этом губы стараются расположить как можно ближе и параллельно струне. Чем уже щель, тем громче звук. Этот способ игры сильнее прочих сближает ротовой лук с варганом.
Еще больше их сближает установка на игровом конце лука специальных накладок, напоминающих «деки» варгана, между которыми колеблется струна (встречал в одной видеозаписи, но к сожалению найти ее сейчас не смог).
2. «Струна – лук (древко) – резонатор».
Колебания струны передаются не только окружающему воздуху, но и древку лука. Конец древка зажимается зубами либо просто подносится к приоткрытому рту. Колебания древка также порождают звук, а тот, в свою очередь, усиливается ртом.
Для лучшего излучения звука древко полностью или только на игровом конце делается плоским. В этом случае древко фактически превращается в настоящую деку струнного инструмента.



3. «Струна – древко – щека – резонатор».
Тут конец древка подносится не ко рту, а прижимается к щеке, и уже через нее колебания передаются в ротовую полость.




Музыкальный лук иногда называют обертоновым, подразумевая: одна струна – одна нота. А все изменения высоты звука суть лишь управление обертонами.
Но это то же самое, что сказать: у балалайки имеются всего три ноты, у скрипки – четыре, а у гитары – шесть или семь. И т.д.
Приведенный пример уже подсказывает один из способов управления игрой на музыкальном луке, а именно изменение активной длины струны. Делается это с помощью специальной палочки, которая прикладывается к тетиве с некоторым натягом, тем самым ограничивая зону ее колебаний. Напоминает прижатие струны к грифу перечисленных ранее инструментов.
Второй способ – изменение силы натяжения струны.
Достаточно небольшого давления на один из концов лука, чтобы натяжение тетивы несколько ослабло, а частота ее колебаний заметно понизилась.




Несмотря на простоту устройства музыкального лука, его конструкция бывает достаточно разнообразной. Луки могут оборудоваться дополнительными струнами, постоянными резонаторами, имеющими различную форму, изготавливающимися из чего угодно и устанавливающимися (образно говоря) куда попало – на древко или даже тетиву.
(Лук на последней картинке, кстати, к ротовым не относится. Это беримбау)



Существует разновидность (chipendani из Зимбабве), в которой струна перехватывается небольшой нитью и привязывается к древку, в результате чего струна оказывается разделенной на две неравные части с настройкой каждой из них на свою частоту.




Есть энтузиасты, которые занимаются совершенствованием музыкального лука, в результате чего тот и вовсе перестает напоминать лук. :)

@темы: Фото, музыкальные инструменты, работа музыкальных инструментов

21:15 

Новости из жизни Лукьяны

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Человек уже дня 3-4 говорит "Ма-ма". Иногда количество слогов может быть 3, иногда 1, но чаще именно 2. Первые два дня повторяла на все лады, будто радуясь, что получилось то, чему долго училась. И теперь спешит всем похвастаться. Единственная проблема, что говорит "мама" по отношению и к жене, и ко мне. :(

А вчера научилась играть в прятки. Укрывается с головой одеялом, а когда слышит "Ку-ку!", открывает лицо и смеется, глядя на искавшего ее. И снова укрывается. :)

Садиться умеет только из положения стоя. Чтобы сесть, подползает к чему-нибудь из мебели, опираясь, встает, а потом садится. А вообще, сидеть не любит. Тут же пытается встать на четвереньки и куда-нибудь уползти.

Любит кататься на папиной шее. Еще и прыгает там наверху, если остановился. Типа, погоняет.

Прыгать вообще любит. В кроватке, на мячике, на папином животе... Этим, кстати, ее легко отвлекаешь от слезок. В последнее время у нее появляется много желаний, вот только не всегда понимаешь, каких именно.

До сих пор пробует на вкус все вещи. У некоторых книг края и уголки все обмусолены. Жалко...

Из согласных произносит только звонкие: "Б", но никогда "П". "Г", но не "К". А еще "М", "Н"... пробует их по отдельности и в сочетаниях.
Ге. Га. Габн. Гебн-ма. Быге. Магаге... И ударение почему-то всегда на последний слог. Кроме слова "мама". :)

@темы: Личное, Наблюдения, о Лукьяне

21:56 

Устройство крезя

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Когда я учился в 10-м классе, в мои руки попала одна книга - свежевыпущенный сборник очерков, статей по истории и культуре удмуртского народа. И в ней я обнаружил легенду о крезе - "Мелодия Небесной росы"...
1995-й год, 16 лет, романтика бьет через край - конечно, я не мог не влюбиться в этот инструмент, даже заочно. И потому начал мечтать. Сначала - услышать крезь. После того, как услышал, - прикоснуться. Потрогав и даже чуточку поиграв, - сделать собственноручно...
Последнее я не осуществил, да и юношеский восторг уже поутих. Но время от времени просыпается во мне ностальгия по давней мечте, и тогда я начинаю собирать материал.
Я не реставратор, не реконструктор, не лютьер и даже не музыкант (в том смысле, что не умею играть ни на одном музыкальном инструменте и, уж тем более, не знаю нотной грамоты). Поэтому разобраться в устройстве и принципе работы музыкальных инструментов с непривычки было, ой как, непросто. Но, кажется, теперь я начал что-то понимать. И то, что начал понимать, решил записать, а потом и вовсе привести в удобоваримую форму.
С этого вступления, я хочу начать серию заметок (с соответствующим тегом), представляющих теоретические обобщения и собственные выкладки по конструированию крезя. Возможно, это странно - теоретизировать, когда выпускать инструмент готовы почти официально, но... ведь так интересней! Разобраться самому, вместо того, чтоб слепо копировать.

Устройство крезя.

Крезь – традиционный удмуртский струнный инструмент, относится к щипковым безгрифовым инструментам, у которых рабочая часть струн имеет постоянную длину. Родственен русским гуслям, карело-финскому кантеле, чувашскому кёсле, марийскому кюсле и др.

Фрагмент из книги [1]:
"Акустический аппарат щипковых инструментов включает в себя корпус с декой (мембраной), струнную одежду и устройство фиксации струн (гриф, колковая доска с механизмом натяжения струн)."

Схематично устройство крезя представлено на следующем рисунке [2]:
Основу инструмента составляет клееный корпус (1) с верхней (2) и нижней (3) деками. На верхней деке с одной стороны находится подставка (4) для крепления струн, с противоположной стороны располагается колковая доска с колками (5), на которые данные струны натягиваются. Верхняя дека имеет одно или несколько резонаторных отверстий.
Внутри корпуса к нижней стороне верхней деки клеятся деревянные пружины, которые служат для предотвращения деформации деки от нагрузок, создаваемых натяжением струн.
В верхней части инструмента через сквозное отверстие продевается бечевка (шнур, ремешок) (6), с помощью которой крезь вешается на шею или плечи исполнителя (крезьчи).
Кроме того, внутри корпуса Быдӟым крезя устанавливаются резонаторные струны, усиливающие его звучание.

Источники информации:
1. Кузнецов Л.А. «Акустика музыкальных инструментов»: Справ. – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 368 с.: ил.
2. Кунгуров С.Н. "Школа искусства игры на крезе". - Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2000. - 94 с.


@темы: удмуртские музыкальные инструменты, музыка, крезь, конструкция крезя, Мысли вслух

11:01 

lock Доступ к записи ограничен

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
19:33 

Доступ к записи ограничен

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
20:06 

lock Доступ к записи ограничен

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
20:46 

8,5 месяцев

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Сегодня вылезли первые два зуба.
Чуть-чуть не дотянула до маминого рекорда (9 месяцев).

@темы: Наблюдения, о Лукьяне

13:09 

Polly Verity: скульптуры из проволоки и бумаги

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)



Посмотреть еще больше картинок можно:


@темы: интересное, Фото, С миру по нитке

В поисках историй

главная