Мне двадцать с небольшим, и я скучный человек. Повторяю, как заклинание: я! скучный! человек!.. Слова теряют смысл, рассыпая его вдоль дороги хлебными крошками, и недоуменно переглядываются. Что значит "Я"?! Что значит «Скучный»?!

Что значит: «Человек»?!


(c) Г.Л. Олди "Одиссей, сын Лаэрта. Человек Космоса"


Тэги моих интересов.

Музыкальные инструменты - записи о музыкальных инструментах в целом: варган, крезь, музыкальный лук, горны из морских раковин, глиняная антара (флейта Пана)

Рисунки - мои любительские рисунки разных лет

Сказки - мои сказки

Фото - фотографии, сделанные как мной, так и другими (обычно, используются для иллюстрации смыслового содержания текста)

О Лукьяне - записи о дочке

URL
15:05 

Крезь.

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Мелодия небесной росы
Удмуртская легенда (в переложении В.Владыкина)

«Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали ее Мудор-Куз – Мать Леса. Говорят, с нее начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на ее ветвях. Из-под ее корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Куз.
Но однажды Мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнем опалила Ель. Мудор-Куз умерла.
Но пришел человек и оживил ее: он сделал от нее гусли Крезь и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Быдӟым Крезь – Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели "Инву Утчан Гур" - "Мелодию Небесной Росы", Небо плакало дождем…»


Крезь - это струнный щипковый инструмент, деревянная цитра с резонаторным ящиком. Внешне он напоминает русские гусли и карельские кантеле, но имеет иной внутренний резонатор, дающий своеобразный звук.

о разновидностях крезей

На странице Мастерской "Крезь" можно прослушать этот инструмент как в сольном звучании, так и аккомпанирующим при исполнении удмуртских песен.

Как пример, "Фантазия" С.Кунгурова, доцента кафедры оркестровых инструментов УдГУ, занимающегося, помимо прочего, реконструированием и возрождением музыкальных инструментов:

Источники информации в интернете:
http://www.kantele.ru/article/30
http://www.finno-ugry.ru/educres/educenter_udsu/artschool_krez
http://www.isaac.spb.ru/digest/num9/turkevich
http://www.ng.ru/regions/2003-04-28/13_izhevsk.html
http://www.gasur.narod.ru/cga/other/2006/inetkon/sklad2/nominashion1/group2/1_2_1.htm
http://vorshud.unatlib.org.ru/index.php/Музыкальная_культура_удмуртов
http://www.museum.ru/C3091
http://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ID=357&ELEMENT_ID=2473
http://www.urmii.ru/content/view/42/30/

зы. Когда-то я учился играть на крезе. К сожалению, очень недолго.

@темы: музыка, крезь, интересное, Фото, Ссылки, Личное

06:18 

Не удержался

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
1 июня. На улице идет снег.
С началом лета всех!
:laugh:

@темы: Мысли вслух, Наблюдения

19:29 

И снова крезь

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Этим летом в Национальном музее Удмуртской Республики открылась выставка «Мелодия крезя», посвященная памяти Кунгурова С.Н. Музыкант, композитор, дирижер, руководитель фольклорного ансамбля, но мне он был известен в большей степени как человек, возрождавший традиционные удмуртские музыкальные инструменты. В том числе, крезь.
В качестве экспонатов выставлены музыкальные инструменты из личной коллекции Сергея Николаевича: как приобретенные, так и изготовленные им самим. Каждый крезь я осматривал очень внимательно, мне до сих пор интересна эта тема, но самое главное открытие я сделал уже дома, просматривая сделанные в ходе знакомства с экспозицией фотографии. Да такое, что не смог устоять, выкроил время для написания этого поста.

Устройство инструментов, изготовленных самим Кунгуровым С.Н. несколько отличаются от крезей, отнесенных к концу 19 – началу 20 вв. Отличия касаются, прежде всего, устройства дек, но также и места их крепления к корпусу инструмента.

Итак, устройство дек старых крезей, присутствующих на выставке.
Каждая дека составная. Каждая состоит, минимум, из двух досок. Причем одна из них (на фотографиях – справа) ориентирована несколько иначе.




Если волокна основной части деки ориентированы параллельно струнам, то волокна этой доски направлены диагонально. Зато их направление соответствует расположению ряда колок, устанавливаемых, кстати говоря, на этой части деки.
Если внимательно приглядеться к месту соединения двух частей деки, то открывается интересная картина.




Оказывается, толщина доски с колками в 2, а то и в 3-4 раза толще досок основной части деки. И, по сути, является колковой доской, а не декой.
Это полностью сообразуется с высказанным мною раньше предложением о необходимости разграничивать толщину деки крезя на разных ее участках.

Что касается особенностей крепления корпусов и дек крезей, то, как я писал ранее, у современных инструментов, края деки выступают далеко за пределы корпуса. И в связи с этим они становятся уязвимы к сторонним нагрузкам, а полезная площадь деки такого инструмента уменьшается. В то же время у старых крезей основная часть деки соединяется с корпусом точно по ее краю. И лишь колковая часть так же, как у современных инструментов, находится вне корпуса.



Таким образом, деки старых крезей устроены более рационально. Во-первых, в колебаниях задействованы большие площади. Во-вторых, отсутствие выступающих краев позволяет уменьшать толщину дек (и действительно, у старых крезей она значительно меньше, чем у современных: на глаз, - от 2мм до 5мм). И в том, и в другом случае повышается громкость звучания инструмента.

p.s. Ради объективности должен сказать, что выделение колковой доски не является обязательным в устройстве старых крезей. На некоторых инструментах, судя по фотографиям, ее нет.



p.p.s. И еще одна фотография крезя из Сети.



@темы: удмуртские музыкальные инструменты, работа музыкальных инструментов, музыкальные инструменты, крезь, конструкция крезя, Фото

10:28 

Просто так

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Рисунок. Как обычно, неоконченный.
Просто было рисовательное настроение. И пока было - рисовал.


@темы: рисунки

21:50 

Случайный рисунок

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Лукьяна пыталась нарисовать барашка. И очень расстроилась, когда ничего не получилось.

Чтобы поднять ей настроение, из неоформленного пятна сделал коровку. Потом добавил травку, глазки, колокольчик... И тут понял, что акварелью тоже интересно рисовать. Понял, потому что ТАК я рисую впервые.:cool:
Не шедевр, но опыт получил интересный.

@темы: Наблюдения, рисунки

20:32 

Сыграть на соломинке

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Трубочка (соломинка) для коктейля, немного фантазии и умелые руки. Ну, и умение играть на духовых, конечно.


Попробовать тоже, что ли, сделать?

@темы: музыкальные инструменты, музыка, интересное, видео

22:30 

Вечернее!

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)

@темы: небеса, Фото

23:45 

про Волгоград

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
В январе-феврале я уезжал в Волгоград, на учебу. Это сейчас кажется, что время пролетело очень быстро, а тогда... время просто шло своим чередом. Все-таки,учеба - это не отдых, как почему-то считают у нас на работе. Поэтому и не проносится время незаметно, как бывает во время отпуска.
Город мне не понравился. Впрочем, сказать, что он был противен, тоже нельзя. Все-таки, прикосновение к Истории, которой будоражили наши умы еще в детстве, находит отклик в сердце и теперь. А не понравился город тем, что он словно застыл какое-то время назад в своем развитии. И теперь отстает от того же Ижевска лет на пять. А от Казани и вовсе на десять. И зимняя серость только усиливает общее впечатление.
Еще один момент, я не знал куда деть себя в выходные. Казалось бы, исторические места, гуляй - не хочу, но! большая часть этих мест была обойдена еще в самом начале...
Нет, "большая часть" - это я, конечно, загнул. Скорее, только самые знаменитые. И тем не менее... Изучая достопримечательности Волгорада еще до поездки, я отметил на удивление небольшое для такого огромного города количество тех же музеев. И уж тем более, не отличаются они разнообразием тематик. Кажется, спекуляция на истории играет с городом не слишком хорошую шутку...
Впрочем, можно было бы подумать, что Волгоград - сам по себе музей. Но, говорят, город до Войны и после - это два разных города. Изменились не просто постройки, изменилась сама планировка города. Поэтому если Волгоград и музей, то музей, посвященный вовсе не Войне. А Победе в ней.
Город не возродился, не восстал из руин. Он просто переродился. И, возможно, это правильно.
Память же о самой Войне живет, в основном, в памятниках (уж простите за тавтологию). Их много: скульптур, памятных табличек, монументов... Но, будучи лишь искусственным воспроизведением некоторых эпизодов, памятники, на мой взгляд, только подчеркивают значимость продолжения жизни.
Нет, я не буду сопротивляться, если меня снова отправят сюда на учебу (несмотря на то, что Волгоград мне не слишком понравился). Все же, что-то есть еще в этом городе.
Возможно, в следующий раз я это что-то даже поищу.




@темы: Фото, Работа, Наблюдения, Мысли вслух, Личное

20:21 

Настроение

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)

@темы: Личное, Фото

16:19 

Доступ к записи ограничен

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
10:50 

о словарном запасе Лукьяны

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Решил для себя составить список слов, для которых у Лукьяны есть звуковые обозначения.
Как ни странно, но на первом месте - это названия птиц. Знает Лукьяна их намного больше (даже больше мамы и бабушки), но вот речевые возможности ее пока ограничены :)

Птицы - тити
аист - ать
ибис - абись
дятел - брррр-дя
ворона - кай-кай
синица - ти-тить
галка - гау
гусь, лебедь - гага
иволга - ига
кукушка - кукук
попугай - кака
кукабара - кука
петух - пепя
курица - ку-ку
пеликан - пиикап
сова, филин - ы-ы-ы
дрозд - ням-ням
голубь - гуди
пингвин - пипип
тетерев - ам
сорока (изображает потиранием рук)

@темы: о Лукьяне, Наблюдения, Личное

13:44 

Рог из раковины "по-папуасски" своими руками

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Когда передо мной встал выбор, какой вид горна делать из раковины, я остановился на папуасском варианте. Прежде всего, из эстетических соображений. Все-таки, раковина Харонии тритонис сама по себе красивая, и уродовать ее срезанием верхушки мне не хотелось. Не хотелось, так сказать, нарушать ощущение целостности. :)


Раковину я заказал на ebay.com. Длиной 36-37см, с небольшими деффектами, она обошлась мне где-то в 1200-1300 рублей. Ну а остальное было дело техники.
Я использовал минидрель, в которой регулировка скорости вращения отсутствует (постоянная скорость - 10 000 оборотов в минуту). Этой дрели оказалось вполне достаточно, никакого разрушительного воздействия на раковину такая скорость (как я боялся) не оказала. Возможно, сыграла свою роль большая толщина стенок раковины. Не знаю, не специалист.
Сначала определил место: для этого заклеил участок раковины малярным скотчем и с помощью 10-копеечной монеты вырисовал на скотче контур будущего отверстия.
Начальное отверстие в раковине сделал с использованием алмазной шарошки с шаровидной головкой. Расширил его шаровидной же шарошкой, но большего размера. Дорабатывал отверстие уже конусовидными головками.


Время от времени, когда начинало пахнуть жженым, давал отдохнуть дрели и остыть шарошкам и раковине.
Окончательное отверстие имело диаметр около 18 мм. При меньших размерах звук извлекался с некоторыми затруднениями. Но кажется, даже этого размера не совсем достаточно. Возможно, стоит увеличить отверстие на 1 мм.


Звук, кстати, очень громкий. Причем не для играющего, а для находящихся рядом. Испытывали на работе. Закладывает уши. :)

@темы: своими руками, музыкальные инструменты, Личное

21:26 

Рисунок от Лукьяны

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Очень неожиданно получилось. Лукьяна что-то почиркала к блокноте и сказала: "Га-га".
Я покрутил, повертел рисунок, с удивлением опознал бабушкин стиль (та часто подобных птичек рисует). Добавил ноги, глаз, отделил линией клюв...
Затем Лукьяна взяла цветные карандаши и раскрасила свою птичку.
Вот результат.
А вообще, думаю, это случайно вышло. Все ж таки, ребенку только 1 год и 7 месяцев. :) А кроме того, это единственный ее рисунок, в котором можно кого-то опознать.


@темы: Чужие рисунки, О Лукьяне

09:49 

Моя небольшая коллекция пластинчатых варганов

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)

Ссылки на интернет-магазины, в которых они были куплены:
http://vargan.spb.ru/ - все вьетнамские дан мои (dan moi) и китайский четырехлепестковый коу-сян (kou xian)
http://khomus.ru/ - филиппинский кулифао (kulifao)
http://www.ta-musica.ru/ - вьетнамский анконч (так на сайте написано, в англоязычном варианте - Angkuoch) и айнский муккури (mukkuri)
http://www.danmoi.com/ - филиппинский kubing и индонезийский karinding (до конца не уверен, но встречал в инете под таким названием)
А вот киргизский жигач-ооз-комуз покупал уже так, в ЦУМе в г.Бишкеке

@темы: варган, Фото, Ссылки, С миру по нитке, музыкальные инструменты, Личное

23:39 

Мда...

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Необычная форма рамы варгана.

Увидел в интернет-магазине Khomus.ru

@темы: варган, интересное, музыкальные инструменты

21:58 

lock Доступ к записи ограничен

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
15:43 

Архаичный струнный инструмент.

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Ротовой (он же музыкальный, он же поющий) лук – простейший и наиболее древний струнный инструмент (иначе, хордофон). Распространен на всех континентах за исключением Австралии и Антарктиды. :)


Известная классификация струнных инструментов основана на способе возбуждения колебаний струны:
- щипок (пальцем, плектром и др.) – гитары, арфы, балалайки, гусли, клавесин и пр.;
- удар (молоточками, палочками, тангентом) – фортепиано, цимбалы, клавикорды и др.;
- трение (с помощью смычка) – всевозможные представители скрипичных и им подобных.
Но ротовой лук, будучи прародителем вышеназванных инструментов, находится вне этой классификации, ведь для него известны все перечисленные варианты: тетиву отщипывают, по ней стучат палочкой (в наиболее архаичном варианте - стрелой), водят смычком (в роли которого также может выступать стрела).
Основного способа игры на музыкальном луке не существует, поскольку определяется традициями конкретного народа или племени, а то и вовсе предпочтениями отдельного индивидуума.


Звук, порождаемый колебаниями струны, сам по себе очень тихий, слышен только на небольшом расстоянии. Поэтому существует необходимость в его усилении. Усилителями звучания музыкального лука выступают различные резонаторы, наиболее древним из которых является рот исполнителя (кстати, только в этом случае лук имеет право называться ротовым).
Как и в случае возбуждения колебаний, существует несколько вариантов взаимодействия струны с усилителем.
1. Самый простой способ взаимодействия – типа «струна – резонатор».
Способ заключается в следующем: вибрирующая струна подносится к приоткрытому рту, при этом губы стараются расположить как можно ближе и параллельно струне. Чем уже щель, тем громче звук. Этот способ игры сильнее прочих сближает ротовой лук с варганом.
Еще больше их сближает установка на игровом конце лука специальных накладок, напоминающих «деки» варгана, между которыми колеблется струна (встречал в одной видеозаписи, но к сожалению найти ее сейчас не смог).
2. «Струна – лук (древко) – резонатор».
Колебания струны передаются не только окружающему воздуху, но и древку лука. Конец древка зажимается зубами либо просто подносится к приоткрытому рту. Колебания древка также порождают звук, а тот, в свою очередь, усиливается ртом.
Для лучшего излучения звука древко полностью или только на игровом конце делается плоским. В этом случае древко фактически превращается в настоящую деку струнного инструмента.



3. «Струна – древко – щека – резонатор».
Тут конец древка подносится не ко рту, а прижимается к щеке, и уже через нее колебания передаются в ротовую полость.




Музыкальный лук иногда называют обертоновым, подразумевая: одна струна – одна нота. А все изменения высоты звука суть лишь управление обертонами.
Но это то же самое, что сказать: у балалайки имеются всего три ноты, у скрипки – четыре, а у гитары – шесть или семь. И т.д.
Приведенный пример уже подсказывает один из способов управления игрой на музыкальном луке, а именно изменение активной длины струны. Делается это с помощью специальной палочки, которая прикладывается к тетиве с некоторым натягом, тем самым ограничивая зону ее колебаний. Напоминает прижатие струны к грифу перечисленных ранее инструментов.
Второй способ – изменение силы натяжения струны.
Достаточно небольшого давления на один из концов лука, чтобы натяжение тетивы несколько ослабло, а частота ее колебаний заметно понизилась.




Несмотря на простоту устройства музыкального лука, его конструкция бывает достаточно разнообразной. Луки могут оборудоваться дополнительными струнами, постоянными резонаторами, имеющими различную форму, изготавливающимися из чего угодно и устанавливающимися (образно говоря) куда попало – на древко или даже тетиву.
(Лук на последней картинке, кстати, к ротовым не относится. Это беримбау)



Существует разновидность (chipendani из Зимбабве), в которой струна перехватывается небольшой нитью и привязывается к древку, в результате чего струна оказывается разделенной на две неравные части с настройкой каждой из них на свою частоту.




Есть энтузиасты, которые занимаются совершенствованием музыкального лука, в результате чего тот и вовсе перестает напоминать лук. :)

@темы: Фото, музыкальные инструменты, работа музыкальных инструментов

21:15 

Новости из жизни Лукьяны

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Человек уже дня 3-4 говорит "Ма-ма". Иногда количество слогов может быть 3, иногда 1, но чаще именно 2. Первые два дня повторяла на все лады, будто радуясь, что получилось то, чему долго училась. И теперь спешит всем похвастаться. Единственная проблема, что говорит "мама" по отношению и к жене, и ко мне. :(

А вчера научилась играть в прятки. Укрывается с головой одеялом, а когда слышит "Ку-ку!", открывает лицо и смеется, глядя на искавшего ее. И снова укрывается. :)

Садиться умеет только из положения стоя. Чтобы сесть, подползает к чему-нибудь из мебели, опираясь, встает, а потом садится. А вообще, сидеть не любит. Тут же пытается встать на четвереньки и куда-нибудь уползти.

Любит кататься на папиной шее. Еще и прыгает там наверху, если остановился. Типа, погоняет.

Прыгать вообще любит. В кроватке, на мячике, на папином животе... Этим, кстати, ее легко отвлекаешь от слезок. В последнее время у нее появляется много желаний, вот только не всегда понимаешь, каких именно.

До сих пор пробует на вкус все вещи. У некоторых книг края и уголки все обмусолены. Жалко...

Из согласных произносит только звонкие: "Б", но никогда "П". "Г", но не "К". А еще "М", "Н"... пробует их по отдельности и в сочетаниях.
Ге. Га. Габн. Гебн-ма. Быге. Магаге... И ударение почему-то всегда на последний слог. Кроме слова "мама". :)

@темы: Личное, Наблюдения, о Лукьяне

21:56 

Устройство крезя

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Когда я учился в 10-м классе, в мои руки попала одна книга - свежевыпущенный сборник очерков, статей по истории и культуре удмуртского народа. И в ней я обнаружил легенду о крезе - "Мелодия Небесной росы"...
1995-й год, 16 лет, романтика бьет через край - конечно, я не мог не влюбиться в этот инструмент, даже заочно. И потому начал мечтать. Сначала - услышать крезь. После того, как услышал, - прикоснуться. Потрогав и даже чуточку поиграв, - сделать собственноручно...
Последнее я не осуществил, да и юношеский восторг уже поутих. Но время от времени просыпается во мне ностальгия по давней мечте, и тогда я начинаю собирать материал.
Я не реставратор, не реконструктор, не лютьер и даже не музыкант (в том смысле, что не умею играть ни на одном музыкальном инструменте и, уж тем более, не знаю нотной грамоты). Поэтому разобраться в устройстве и принципе работы музыкальных инструментов с непривычки было, ой как, непросто. Но, кажется, теперь я начал что-то понимать. И то, что начал понимать, решил записать, а потом и вовсе привести в удобоваримую форму.
С этого вступления, я хочу начать серию заметок (с соответствующим тегом), представляющих теоретические обобщения и собственные выкладки по конструированию крезя. Возможно, это странно - теоретизировать, когда выпускать инструмент готовы почти официально, но... ведь так интересней! Разобраться самому, вместо того, чтоб слепо копировать.

Устройство крезя.

Крезь – традиционный удмуртский струнный инструмент, относится к щипковым безгрифовым инструментам, у которых рабочая часть струн имеет постоянную длину. Родственен русским гуслям, карело-финскому кантеле, чувашскому кёсле, марийскому кюсле и др.

Фрагмент из книги [1]:
"Акустический аппарат щипковых инструментов включает в себя корпус с декой (мембраной), струнную одежду и устройство фиксации струн (гриф, колковая доска с механизмом натяжения струн)."

Схематично устройство крезя представлено на следующем рисунке [2]:
Основу инструмента составляет клееный корпус (1) с верхней (2) и нижней (3) деками. На верхней деке с одной стороны находится подставка (4) для крепления струн, с противоположной стороны располагается колковая доска с колками (5), на которые данные струны натягиваются. Верхняя дека имеет одно или несколько резонаторных отверстий.
Внутри корпуса к нижней стороне верхней деки клеятся деревянные пружины, которые служат для предотвращения деформации деки от нагрузок, создаваемых натяжением струн.
В верхней части инструмента через сквозное отверстие продевается бечевка (шнур, ремешок) (6), с помощью которой крезь вешается на шею или плечи исполнителя (крезьчи).
Кроме того, внутри корпуса Быдӟым крезя устанавливаются резонаторные струны, усиливающие его звучание.

Источники информации:
1. Кузнецов Л.А. «Акустика музыкальных инструментов»: Справ. – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 368 с.: ил.
2. Кунгуров С.Н. "Школа искусства игры на крезе". - Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2000. - 94 с.


@темы: удмуртские музыкальные инструменты, музыка, крезь, конструкция крезя, Мысли вслух

11:01 

lock Доступ к записи ограничен

Слышать, видеть, чувствовать и делать (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL

В поисках историй

главная